Лабораторная работа №1
ПЕРЕВОД
ЧИСЕЛ ИЗ ОДНОЙ ПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
В ДРУГУЮ. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ
Цель работы: освоение навыков работы с системами счисления, используемыми
в компьютере: двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной, изучение принципов
представления чисел в памяти ЭВМ.
1.1. Программа
работы
1.
Перевести
данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную системы счисления.
2.
Перевести данное число в десятичную
систему счисления.
3.
Сложить
числа.
4.
Выполнить
вычитание.
5.
Выполнить
умножение.
Примечание. В заданиях 3–5 проверьте правильность вычислений
переводом исходных данных и результатов в десятичную систему счисления. Номер варианта
соответствует порядковому номеру студента в журнале посещаемости. Задания по
номерам вариантов приведены в пункте 1.4.
1 вариант:

Б) 305(10) =100110001(2) =461(8)
=131(16)
|
305
|
1
|
|
38
|
6
|
|
4
|
4
|
|
305
|
1
|
|
19
|
3
|
|
1
|
1
|
|
305
|
1
|
|
152
|
0
|
|
76
|
0
|
|
38
|
0
|
|
19
|
1
|
|
9
|
1
|
|
4
|
0
|
|
2
|
0
|
|
1
|
1
|
В) 153,25(10) =10011001,01(2)
=231,2(8) =99,4(16)
|
153
|
1
|
|
76
|
0
|
|
38
|
0
|
|
19
|
1
|
|
9
|
1
|
|
4
|
0
|
|
2
|
0
|
|
1
|
1
|
|
0,25
|
0
|
|
0,5
|
0
|
|
1
|
1
|
|
153
|
1
|
|
19
|
3
|
|
2
|
2
|
|
0,25
|
0
|
|
2
|
1
|
|
153
|
9
|
|
9
|
9
|
|
0,25
|
0
|
|
4
|
|
Г) 162,25(10) =10100010,01(2)
=242,2(8) =A2,4(16)
|
162
|
0
|
|
81
|
1
|
|
40
|
0
|
|
20
|
0
|
|
10
|
0
|
|
5
|
1
|
|
2
|
0
|
|
1
|
1
|
|
0,25
|
0
|
|
0,5
|
0
|
|
1
|
1
|
|
162
|
2
|
|
20
|
4
|
|
2
|
2
|
|
0
|
25
|
|
|
8
|
|
2
|
0
|
|
0
|
25
|
|
|
16
|
|
4
|
0
|
|
162
|
2
|
|
10
|
10
|
|
248
|
0
|
|
124
|
0
|
|
62
|
0
|
|
31
|
1
|
|
15
|
1
|
|
7
|
1
|
|
3
|
1
|
|
1
|
1
|
|
0,46
|
|
|
0
|
92
|
|
1
|
84
|
|
1
|
68
|
|
1
|
36
|
|
0
|
72
|
|
1
|
44
|
|
0
|
88
|
|
1
|
76
|
|
1
|
52
|
|
1
|
04
|
|
0
|
08
|
|
248
|
0
|
|
31
|
7
|
|
3
|
3
|
|
0,46
|
|
|
3
|
68
|
|
5
|
44
|
|
3
|
52
|
|
4
|
16
|
|
1
|
28
|
|
2
|
24
|
|
1
|
92
|
|
7
|
36
|
|
2
|
88
|
|
7
|
04
|
|
0
|
32
|
|
|
|
|
248
|
8
|
|
15
|
15
|
|
0,46
|
|
|
7
|
36
|
|
5
|
76
|
|
12
|
16
|
|
2
|
56
|
|
8
|
96
|
|
15
|
36
|
|
5
|
76
|
|
12
|
16
|
|
2
|
56
|
|
8
|
96
|
|
15
|
36
|
2.
А) 1100111011(2)
=1*29+1*28+0*27+0*26+1*25+1*24+1*23+0*22+1*21+1*20=512+256+32+16+8+2+1=827(10)
Б)10000000111(2)
=1*210+0*29+0*28+0*27+0*26+0*25+0*24+0*23+0*22+1*21+1*20=1031(10)
В)10110101,1(2)
=1*27+0*26+1*25+1*24+0*23+1*22+0*21+1*20+1*2-1=128+32+16+4+1,5=181,5(10)
Г) 100000110,10101(2)
=1*28+0*27+0*26+0*25+0*25+0*24+0*23+1*22+1*21+0*20+1*2-1+0*2-2+1*2-1+0*2-4+1*2-5=256+4+0,5+0,125+1,03125=262,65625(10)
Д)
671.24(8) =
6∙82+7∙81+1∙80+2∙8-1+4∙8-2 = 384+56+1+0.25+0.0625 = 441.3125(10)
Е)
41A.6(16)
= 4∙162+1∙161+10∙160+6∙16-1 = 1024+16+10+0.375 = 1050.375(10)
3.
А)10000011(2)
+1000011(2) =11000110(2)
10000011
11000110
Проверка:
100000112 = 1∙27+0∙26+0∙25+0∙24+0∙23+0∙22+1∙21+1∙20
= 128+0+0+0+0+0+2+1 = 13110
10000112 = 1∙26+0∙25+0∙24+0∙23+0∙22+1∙21+1∙20
= 64+0+0+0+0+2+1 = 6710
110001102 = 1∙27+1∙26+0∙25+0∙24+0∙23+1∙22+1∙21+0∙20
= 128+64+0+0+0+4+2+0 = 19810
67+131=198
Б) 1010010000(2)
+1101111011(2) =11000001011(2)
1010010000
11000001011
Проверка:
10100100002 =
1∙29+0∙28+1∙27+0∙26+0∙25+1∙24+0∙23+0∙22+0∙21+0∙20
= 512+0+128+0+0+16+0+0+0+0 = 65610
11011110112 =
1∙29+1∙28+0∙27+1∙26+1∙25+1∙24+1∙23+0∙22+1∙21+1∙20
= 512+256+0+64+32+16+8+0+2+1 = 89110
110000010112 =
1∙210+1∙29+0∙28+0∙27+0∙26+0∙25+0∙24+1∙23+0∙22+1∙21+1∙20
= 1024+512+0+0+0+0+0+8+0+2+1 = 154710
656+891=1547
В)110010,101(2)
+1011010011,010(2) =1100000101,111(2)
1011010011,010
1100000101,111
Проверка:
1011010011.0102
= 1∙29+0∙28+1∙27+1∙26+0∙25+1∙24+0∙23+0∙22+1∙21+1∙20+0∙2-1+1∙2-2+0∙2-3
= 512+0+128+64+0+16+0+0+2+1+0+0.25+0 = 723.2510
110010.1012 =
1∙25+1∙24+0∙23+0∙22+1∙21+0∙20+1∙2-1+0∙2-2+1∙2-3
= 32+16+0+0+2+0+0.5+0+0.125 = 50.62510
1100000101.1112
= 1∙29+1∙28+0∙27+0∙26+0∙25+0∙24+0∙23+1∙22+0∙21+1∙20+1∙2-1+1∙2-2+1∙2-3
= 512+256+0+0+0+0+0+4+0+1+0.5+0.25+0.125 = 773.87510
723,25+50,625=773,875
Г) 356,5(8)
+1757,04(8) =2335,54(8)
Д)293,8(16) +3CC,98(16) =660,18(16)
293,80
660,18
4.
А) 100111001(2)-110110(2)
=100000011(2)
100111001
100000011
Проверка:
1001110012 =
1∙28+0∙27+0∙26+1∙25+1∙24+1∙23+0∙22+0∙21+1∙20
= 256+0+0+32+16+8+0+0+1 = 31310
1101102 = 1∙25+1∙24+0∙23+1∙22+1∙21+0∙20 = 32+16+0+4+2+0 = 5410
1000000112 =
1∙28+0∙27+0∙26+0∙25+0∙24+0∙23+0∙22+1∙21+1∙20
= 256+0+0+0+0+0+0+2+1 = 25910
313-54=259
Б)1111001110(2)-111011010(2)
=11110100(2)
1111001110
11110100
Проверка:
11110011102 =
1∙29+1∙28+1∙27+1∙26+0∙25+0∙24+1∙23+1∙22+1∙21+0∙20
= 512+256+128+64+0+0+8+4+2+0 = 97410
1110110102 =
1∙28+1∙27+1∙26+0∙25+1∙24+1∙23+0∙22+1∙21+0∙20
= 256+128+64+0+16+8+0+2+0 = 75410
111101002 = 1∙27+1∙26+1∙25+1∙24+0∙23+1∙22+0∙21+0∙20
= 128+64+32+16+0+4+0+0 = 24410
974-754=244
В)1101111011,010(2)-101000010,0111(2)
=1000111000,1101(2)
1101111011,0100
101000010,0111
Проверка:
1101111011.0102
= 1∙29+1∙28+0∙27+1∙26+1∙25+1∙24+1∙23+0∙22+1∙21+1∙20+0∙2-1+1∙2-2+0∙2-3
= 512+256+0+64+32+16+8+0+2+1+0+0.25+0 = 891.2510
101000010.01112
= 1∙28+0∙27+1∙26+0∙25+0∙24+0∙23+0∙22+1∙21+0∙20+0∙2-1+1∙2-2+1∙2-3+1∙2-4
= 256+0+64+0+0+0+0+2+0+0+0.25+0.125+0.0625 = 322.437510
1000111000.11012
= 1∙29+0∙28+0∙27+0∙26+1∙25+1∙24+1∙23+0∙22+0∙21+0∙20+1∙2-1+1∙2-2+0∙2-3+1∙2-4
= 512+0+0+0+32+16+8+0+0+0+0.5+0.25+0+0.0625 = 568.812510
891.25-322,4375=568,8125
Г)2025,2(8)-131,2(8)
=1674(8)
2025,2
1674,0
Проверка:
2025.28 = 2∙83+0∙82+2∙81+5∙80+2∙8-1
= 1024+0+16+5+0.25 = 1045.2510
131.28 = 1∙82+3∙81+1∙80+2∙8-1
= 64+24+1+0.25 = 89.2510
16748 = 1∙83+6∙82+7∙81+4∙80
= 512+384+56+4 = 95610
1045,25-89,25=956
Д)2D8,4(16)-А3,
В (16) =234,9(16)
2D8,4
А3,В
Проверка:
2D8.416 = 2∙162+13∙161+8∙160+4∙16-1
= 512+208+8+0.25 = 728.2510
A3.B16 = 10∙161+3∙160+11∙16-1
= 160+3+0.6875 = 163.687510
234.916 = 2∙162+3∙161+4∙160+9∙16-1
= 512+48+4+0.5625 = 564.562510
728.25-163.6875=564.5625
5. А)1100110(2) *1011010(2)
=10001111011100(2)
1100110
1011010
1100110
000000
1100110
1100110
0000000
10001111011100
Проверка:
11001102 = 1∙26+1∙25+0∙24+0∙23+1∙22+1∙21+0∙20
= 64+32+0+0+4+2+0 = 10210
10110102 = 1∙26+0∙25+1∙24+1∙23+0∙22+1∙21+0∙20
= 64+0+16+8+0+2+0 = 9010
100011110111002 = 1∙213+0∙212+0∙211+0∙210+1∙29+1∙28+1∙27+1∙26+0∙25+1∙24+1∙23+1∙22+0∙21+0∙20 = 8192+0+0+0+512+256+128+64+0+16+8+4+0+0 = 918010
100011110111002 = 1∙213+0∙212+0∙211+0∙210+1∙29+1∙28+1∙27+1∙26+0∙25+1∙24+1∙23+1∙22+0∙21+0∙20 = 8192+0+0+0+512+256+128+64+0+16+8+4+0+0 = 918010
102*90=9180
Б)2001,6(8)
*125,2(8) =252625,14(8)
2001,6
40034
120106
40034
252625.14
Проверка:
2001.68 = 2∙83+0∙82+0∙81+1∙80+6∙8-1
= 1024+0+0+1+0.75 = 1025.7510
125.28 = 1∙82+2∙81+5∙80+2∙8-1
= 64+16+5+0.25 = 85.2510
252625.148 =
2∙85+5∙84+2∙83+6∙82+2∙81+5∙80+1∙8-1+4∙8-2
= 65536+20480+1024+384+16+5+0.125+0.0625 = 87445.187510
1025*85.25=87445.1875
В) 2C.4(16)
*12.98(16) =336.C600(16)
2C.40
12.98
18E40
5880
336.C600
Проверка:
2C.416 = 2∙161+12∙160+4∙16-1
= 32+12+0.25 = 44.2510
12.9816 = 1∙161+2∙160+9∙16-1+8∙16-2
= 16+2+0.5625+0.03125 = 18.5937510
336.C60016 =
3∙162+3∙161+6∙160+12∙16-1+6∙16-2+0∙16-3+0∙16-4
= 768+48+6+0.75+0.0234375+0+0 = 822.773437510
44.25*18.59375=822.7734375
1.3.
Контрольные вопросы
1. Какие системы счисления называют
позиционными, а какие – непозиционными? Приведите примеры.
2. Что называется основанием системы
счисления?
3.
Почему
для вычислительной техники особенно важна система счисления по основанию 2?
4. Почему произошел переход от двоичных
к шестнадцатеричным обозначениям в архитектуре ЭВМ?
5. Какие способы перевода целых
десятичных чисел в двоичные и обратно Вы знаете?
6.
Каковы
правила выполнения арифметических операций над числами в двоичном
представлении?
7. Как переводить целые числа из
двоичного представления в восьмеричное и шестнадцатеричное представления и
обратно?
1.Непозиционные системы счисления - это системы счисления, алфавит которых содержит неограниченное количество символов (цифр), причем количественный эквивалент любой цифры постоянен и зависит только от начертания и не зависит от положения в числе.(пример: римская система счисления).
Позиционными называются такие системы счисления, алфавит которых содержит ограниченное количество символов, причем значение каждой цифры определяется не только ее начертанием, но и находится в строгой зависимости от позиции в числе. Основное достоинство позиционных систем счисления - удобство выполнения вычислений.
(пример: унарная система счисления).
2. Количество цифр или других знаков, используемых для записи чисел (или количество символов в алфавите).
3. Потому что она проще
всего реализуется электронными схемами
4. Потому что 16 -ричная система
удобная и компактная форма записи 2-чных чисел.
5. Существует два
основных метода перевода чисел из одной системы счисления в другую: табличный и
расчетный.
6.
Арифметические операции в двоичной системе
счисления выполняются так же, как и в десятичной в соответствии с таблицами
поразрядных вычислений.
Сложение в двоичной системе счисления
производится по правилам сложения полиномов. Поэтому при сложении чисел А и В
i-й разряд суммы Si и перенос Пi из данного разряда в (i+1) разряд будет
определяться в соответствии со следующим выражением:
аі+ bі+ Пі-1=
Sі+Пі+1
аі bі Пі-1 Sі Пі+1
0 0 0 0 0
0 1 0 1 0
1 0 0 1 0
1 1 0 0 1
0 0 1 1 0
0 1 1 0 1
1 0 1 0 1
1 1 1 1 1
Таблица
умножения двух двоичных чисел полностью определяется двумя правилами:
-
умножение любого числа на ноль дает в результате ноль,
- умножение любого числа на 1 оставляет его без
изменения, т.е. результат равен исходному числу.
7. Правило перевода целых чисел из одной
позиционной системы счисления в другую
формулируется следующим образом:
Чтобы перевести целое число из одной
позиционной системы счисления в другую необходимо исходное число
последовательно делить на основание новой системы счисления, записанное в
исходной системе счисления, до получения частного, равного нулю. Число в новой
системе счисления записывается из остатков от деления, начиная с последнего.
При переводе из двоичной системы счисления в
десятичную исходное число необходимо делить на основание новой системы, т.е. на
10102.
Деление выполнить в двоичной системе трудно,
поэтому на практике удобнее пользоваться общей записью числа в виде полинома.
При переводе двоичных чисел в десятичную систему счисления обычно подсчитывают
сумму степеней основания 2, при которых коэффициенты аіравны 1. Расчеты при
этом ведутся в десятичной системе.
Если необходимо перевести число из двоичной
системы счисления в систему счисления, основанием которой является степень
двойки, достаточно объединить цифры двоичного числа в группы по столько цифр,
каков показатель степени, и использовать приведенный ниже алгоритм. Например,
если перевод осуществляется в восьмеричную систему, то группы будут содержать
три цифры (8 = 23).
Перевод целых чисел методом Горнера Для того,
чтобы преобразовывать числа из двоичной в десятичную систему данным методом,
надо суммировать цифры слева направо, умножая ранее полученный результат на
основу системы (в данном случае 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий